Powered By Blogger

вторник, 12 января 2010 г.

Степной волк.

Заметила, что в последнее время появилась привычка не дочитывать книги. С одной стороны, видимо, от черезмерного любопытства, вроде и эту хочется почитать и эту... Иногда кажется, что книга не такая уж захватывающая... Выходит, что параллельно читаю 3-4 книги - голова кругом идет. Вобщем решила я хвосты эти закрывать и дочитать недочитанные книги. Во-первых убеждена, что составить полное впечатление о книге, не дочитав ее, сложно. А во-вторых - таки интересно.))

 Короче говоря достала я с полки одну из таких книг, почти инстингтивно. Книга Германа Гессе "Степной волк". Мне ее было очень сложно читать в свое время. Сегодня вчиталась... И, как ни странно, пишется там и размышляется о том, о чем я думаю после семинара. Речь там идет о, как считает герой, его двойственной природе, одна половина - волчья (дикая, злая, бежащая от норм обшества и т.д), вторая - человеческая (мещанская, стремящаяся к нормам общества, к его укладам). Герой страшно мучается, разрывается на части. Сегодня наткнулась там на что-то типа анализа этого человека. Очень мне понравились некоторые вещи. 

Основное, что там говорится это, что человек не состоит только из двух частей, а из множества. а именно телесная часть и много душевных или духовных составляющих. И от того мучается тот человек, что пытается всё свое многообразие вместить только в 2 части свои.

Вот цитата интересная: "Ведь человек не есть нечто застывшее и неизменное , а есть скорее некая попытка, некий переход, есть не что иное, как узкий, опасный мостик между природой и Духом. К Духу, к Богу влечет его сокровеннейшее призвание, назад к матери-природе - глубиннейшая тоска; между этими двумя силами колеблется его жизнь в страхе и трепете. То, что люди в каждый данный момент вкладывают в понятие "человек", есть всегда лишь временная, обывательская договоренность".

Еще одна: "Блаженство лишь детям дано!" Симпатичный, но сентиментальный мужчина, распевающий песню о блаженном дитяти, тоже хочет вернуться к природе, к невинности, к первоистокам, совсем забыв, что и дети отнюдь не блаженны, что они способны ко многим конфликтам, ко многим разладам, ко всяким страданьям."

Еще одно интересное сравнение, когда речь идет об многообразии души и попытке не чувствовать его и опасности этого: "Представьте себе сад с сотнями видов деревьев, с тысячами видов цветов, с сотнями видов плодов, с сотнями видов трав. Если садовник этого сада не знает никаких ботанических различий, кроме "съедобно" и "сорняк", то от девяти десятых его сада ему никакого толку не будет, он вырвет самые волшебные цветы, срубит благороднейшие деревья или, по крайней мере, возненавидит их и станет косо на них смотреть."

Буду читать книгу дальше и параллельно размышлять о своей природе. Ёлки палки, а ведь ответа то четкого не существует, на рентгене цельную природу человека не увидишь. Вот и остается всю жизнь искать ответ... Почти каждая культура, каждая религия имеет свои ответы на эти вопросы. Это, конечно хорошо, однако всё равно, как то до конца не верится, не чувствуется, что ли...

А вот что бывает, когда хочешь соединиться с природой, а не знаешь как :)


2 комментария:

  1. Степной волк я не читала. Но читала книгу тоже Германа Гессе "Сиддхартха". Помню, что книга просто завораживала. По моим воспоминаниям это о человеке, который ищет смысл, меняется, понимает что-то.
    Там есть такие строки, мне близко из того, что ты пишешь про телесность и душевность, что суть она в поиске соединения. а не говорении. что моя физичность - это такая случайность:
    "Каким же глухим и бесчувственным я был!- думал он, широко шагая.-Читающий письменна не презирает в поисках смысла знаки и буквы, не называет их обманом, случаем, ничего не заключающей оболочкой, но читает их проникаясь к ним уважением и любовью. Я же, вознамерившийся прочесть книгу жизни и книгу собственного существа, - я презирал, в угоду некоему предполагаемому смыслу, знаки и буквы, я называл мир явлений обманом, называл свои глаза и свой язык случайными и бесполезными вещами. Нет , с этим покончено, я проснулся, в самом деле проснулся и только сейчас обрел жизнь".

    ОтветитьУдалить
  2. Ух ты! Очень интересно... захотелось почитать... мне понравилось так же буквальное прочтение этих слов про "книгу"

    ОтветитьУдалить